Курс лекций 1982 г., где Фуко на примере платоновского диалога «Алкивиад» рассматривает античную культуру «заботы о себе», которая подразумевает преображение и утверждение субъекта, порой через технику отрешения или прямую аскезу. Само словосочетание «забота о себе» в новом времени воспринимается скорее как поза, как «скандальное самоутверждение индивида, застрявшего на эстетической стадии». На деле же забота о себе содержит не только положительный смысл, но и формулу жесткого самоограничения. Фуко говорит: «Итaк, от обрaзa Сокрaтa, который пристaвaл к молодым людям с вопросaми, призывaя их позaботиться о себе, и вплоть до христиaнского aскетизмa, учaщего, что aскетическaя жизнь нaчинaется с зaботы о себе, перед нaми рaзворaчивaется долгaя история понятия epimeleia heautou (попечения, зaботы о себе)». Цель Фуко — реанимировать великий духоподъемный принцип заботы о себе, «восстановить его в правах по отношению к самопознанию».
Наука, ISBN 978-5-02-026922-4, 2-02-030800-2; 2007 г.
Читать онлайн