31 июл. 2014 г.

Философия современной мусульманской реформации. М.М. Аль-Джанаби.

Научная работа, изданная при поддержке Фонда исследований исламской культуры, показывает подробную картину реформаторских течений, их основных факторов, методов и образов, а также анализирует причины их появления. Исследуется так называемый «цикл» реформы, при этом особое внимание уделяется важнейшим понятиям, таким как  «возврат к корням», который на практике имеет двойственную природу – кажущийся возврат в прошлое, на самом деле означает устремленность в будущее — и «оптимальные альтернативы», заключающиеся в критическом переосмыслении настоящего и прошлого.

Рассматривается также вопрос о «цивилизационном принуждении». Как он возник? Обратимся к истории Европы. «Новое варварство воспроизводилось как одна из наиболее цивилизованных форм современного европейского бытия. Это варварство отличалось от переселений и набегов древнего мира – подобных тем, которые совершались германскими племенами в Европе и монголами в Азии. Однако в обоих случаях происходило постепенно ослабление их «хищнической» силы вследствие приобщения их к цивилизации и культуре… Данный результат можно увидеть в христианизации германских племен и их вхождении в структуры их «священных» государств, а также в исламизации монголов и вхождении их в состав индо-азиатских империй… Что касается новых европейских вторжений, то, по сути, они представляли собой прерывание и отход от того, что было прежде. Они явились следствием не варварского инстинкта «исхода», а, напротив, итогом его сдерживания и подавления».