10 нояб. 2010 г.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. БЕГСТВО ИЗ РАЯ. Павел Басинский

Премия «Большая книга» 2010

Ровно 100 лет назад в Ясной Поляне произошло событие, которое потрясло весь мир. Восьмидесятидвухлетний писатель граф Л.Н.Толстой ночью, тайно бежал из своего дома в неизвестном направлении. С тех пор обстоятельства ухода и смерти великого старца породили множество мифов и легенд... Известный писатель и журналист Павел Басинский на основании строго документального материала, в том числе архивного, предлагает не свою версию этого события, а его живую реконструкцию. Шаг за шагом вы можете проследить всю жизнь и уход Льва Толстого, разобраться в причинах его семейной драмы и тайнах подписания им духовного завещания.

У ревизиониста Басинского получилась крайне удачная, отвечающая самым высоким критериям научно-популярной литературы компиляция сведений из источников — компиляция, которая переросла в оригинальный текст. Это детальная хроника жизни Толстого, исследованная со всех возможных сторон. Не только история эксцентричного умирания — но полноценная биография, рассказанная через сюжет об уходе, с подробными флешбэками. Ревизия отношений Толстого и церкви. Люди, населявшие дом Толстых, приживалы и частые гости. Социальная сеть, внутри которой жил поздний Толстой. Финансовая сторона жизни. История брака. Экономика Ясной Поляны. Был ли уход сложной формой самоубийства? Был ли Толстой «женофобом»? Был ли Толстой латентным гомосексуалистом? Что произошло с толстовским завещанием? У автора хорошее «чувство Толстого», его толкования текстов глубоки и вызывают доверие; у него есть вкус на
курье­зы, он проявляет интерес не только к тому, что то или иное событие значило, но и к бытовой стороне, в частности, к «логистике» странного похода. Соблюдая баланс «изнанки» и лицевой стороны, Басинский не злоупотребляет первым — и не стесняется показывать вторую. Он уверен, что — несмотря на общераспространенное мнение,
будто «Толстой ушел, чтобы умереть со своим народом», — Толстой ушел не чтобы умереть, а чтобы НЕ умереть. Несмотря на масштабы фигуры своего героя — «русский Будда», — автор имеет смелость не только следовать за ним, но и рассуждать о нем критически, не стесняясь называть вещи своими именами. - Афиша