31 дек. 2012 г.

Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена. Рем Колхас

«Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса — одна из самых влиятель­ных книг об архитектуре и устройстве города, написанных во вто­рой половине XX века. Балансируя между исследованием и про­зой, профессиональной аудиторией и не имеющим специальной подготовки читателем, Колхас «задним числом» создал манифест Нью-Йорка, великого города, отменившего традиционные понятия красоты и гармонии и породившего радикально новую культуру и архитектуру. Благодаря «Нью-Йорку вне себя» большой город стал восприниматься как сложнейший живой организм, не всегда покорный воле строящих его и живущих в нем людей, но создаю­щий свои, часто непонятные современникам законы.

Не прошло и сорока лет, как легендарная книга Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя» («Delirious New York») добралась до русско­го читателя. Перед нами исследование по истории Нью-Йорка — не только архитектурной истории, но также культурной и социаль­ной. Колхас рассматривает город как интегральную манифеста­цию невероятного разнообразия человеческого поведения, чита­ет его как текст, написанный на многих языках сразу. Некоторые хорошо нам знакомы. Другие успели исчезнуть и требуют обстоя­тельной дешифровки. Автор исследует природу беспрецедентно­го взрыва, накрывшего Манхэттен в конце XIX века — взрыва де­мографического, информационного, технологического. «Манхэт­тен, — пишет Колхас в манифесте-предуведомлении, — Розетт­ский камень ХХ века. Мало того, что огромную часть его террито­рии занимают архитектурные мутанты (Центральный парк, небо­скребы), осколки утопических фантазий (Рокфеллеровский центр, штаб-квартира ООН) или какие-то уж совершенно необъяснимые феномены (музыкальный театр «Радио-сити»). К тому же каждый квартал здесь — это целые напластования фантомной архитекту­ры: тут и исчезнувшая застройка, и тени бывших владельцев, и неосуществленные проекты, и расхожие представления, в кото­рых фигурирует Нью-Йорк, совсем не похожий на настоящий. Эта книга — толкование именно такого Манхэттена, попытка обнару­жить в его, на первый взгляд, разрозненных, и даже противоречи­вых фрагментах хотя бы какую-то последовательность и законо­мерность; это интерпретация, стремящаяся представить Манхэт­тен продуктом некой несформулированной теории манхэттениз­ма, основная программа которой — существовать в мире, цели­ком созданном людьми, иначе говоря, жить внутри фантазии — была настолько амбициозна, что реализовать ее можно было только никогда ничего не формулируя в открытую».