30 июн. 2014 г.

От Хандошкина до Гурилевых. Русская фортепианная музыка. Виктор Рябчиков.

На двойном диске из серии "Русская фортепианная музыка» представлены композиторы, предшествую­щие М.И. Глинке, так называемый «доглинкинский пе­риод».
Этот период - с конца XVIII века до середины XIX в. - еще называют «эпохой дилетантов». В это время обу­чение игре на клавире стало уже неотъемлемой ча­стью дворянского воспитания. Но дворянину в России, как, впрочем, и в других странах Европы, профессио­нально заниматься музыкой тогда было зазорно и не­прилично. Но быть любителем, дилетантом, играть и сочинять - не возбранялось. Кстати, среди таких диле­тантов было много и великолепных женщин-пиани­сток. Единственным способом публично проде­монстрировать свое часто вполне профессиональное искусство было участие в благотворительных концер­тах. В этих концертах звучали и произведения первых русских композиторов.

Первые наши профессионалы были, как правило, кре­постными или вольноотпущенными крестьянами, пев­чими и выходцами из мещанского сословия. Многие из них получали образование за границей или учи­лись у заезжих артистов. В России, с ее многовековой традицией вокальной культуры, от исполнителя на клавире требовалось умение «петь» на инструменте. Отсюда обилие вариаций на народные песни и на бы­товые романсы. Наряду с жанром вариаций были рас­пространены и пьесы танцевального характера. Именно такие произведения преимущественно и представлены на этих двух дисках.