29 нояб. 2014 г.
Проблемы итальянского Возрождения. Эудженио Гарэн
Бурное развитие итальянских городов-государств привело в XV – XVI вв. к появлению ряда концепций радикального преобразования городского пространства: видный итальянский историк культуры Эудженио Гарэн (1909-2008) исследует этот сюжет на примере набросков Леонардо да Винчи и трудов крупнейших представителей философии итальянского гуманизма. Став точкой слияния новых тенденций изобразительного искусства (внимание к человеку и его физической красоте трансформировалось в разговор об идеальном теле города) и философско-политической мысли (совершенство планиметрии подчеркивало безупречность государственного строя, его соответствие законам человеческой — гуманистической — природы), архитектура Возрождения занялась строительством цивилизации нового типа. Главная практическая задача заключалась в этой связи не столько в поиске художественных решений, сколько в объектном воплощении идеи социальной сегрегации: как «по справедливости» и без ущерба для городской экономики отделить ареал обитания простого люда — носителя средневековой ментальности — от полиса «достойных граждан»? Несмотря на универсалистские амбиции, архитекторы Возрождения строили все же не «град небесный», а «град земной» — и потому поиск решения этой проблемы, так и не найденного в пространстве реального города, перевел дискуссию в плоскость чистой философии, став одной из причин появления утопий — идеальных городов и стран, смоделированных на страницах литературных произведений.