В предисловии к новому изданию книги "Символизм и творчество Мартироса Сарьяна" автор, возглавляющий сегодня Институт искусств НАН, напоминает о том, что эта работа два десятилетия назад в силу известных обстоятельств обошлась без иллюстра-ций. Но это, можно сказать, было ей "не к лицу", так как говорить о творчестве художника без отсылок к иллюстративному матери-алу невозможно. На этот раз книга вышла в свет с одноименным текстом, на отличной бумаге и с 51 иллюстрацией.
Творческое новаторство Мартироса Сарьяна ознаменовало поворот армянского искусства и вывело его на авансцену международной культуры XX века. Этот феномен в армянской культуре был и неожиданным, и ожидаемым, ибо Сарьян всем своим творчеством ответил на требование времени и на мощной волне национального самосознания перед лицом мира создал образ Армении. Неожиданным для нас было то, что на первом этапе творчества он вобрал в себя чужой поэтический мир, но сделал его своим. Это явление и стало предметом исследования Арарата Агасяна.
А.Агасян останавливается на пороге того периода, когда происходит окончательный поворот к здравому реализму, когда в работах Сарьяна появляются произведения жанрового характера, обнаруживающие связь с реальностью. Ведь именно армянские горы стали тем потрясшим его переживанием, давшим ему духовную и творческую силу, которая и породила новое качество его живописи. Но это уже совершенно новая страница творчества, начатая с 1909 года, когда даже названия работ ("Гиены", "Зной. Бегущая собака", "Утро в Ставрине" и др.) говорят о разрыве с идеями символизма.
«Գրքերի տաղավար» Լիլիթ Գյոզալյանին` 010 54 33 84: