30 апр. 2013 г.

Педология в России в первой трети XX века. Балашов Е.М.

Педология – научное направление, предполагавшее всесто­роннее комплексное: психологическое, физиологическое, социо­логическое и др. изучение детства.

Монография является пер­вым историческим исследованием воз­никновения и всех этапов развития педологии в России в 1901–1936 гг., прежде всего в двух крупнейших центрах педологиче­ской науки – Москве и Пе­тербурге-Петрограде-Ленинграде. Осо­бое внимание уделяется рассмотрению развития педологических учреждений в Советской России, где педология получила все­мерную официальную под­держку партии и государства. Основ­ной причиной этой поддерж­ки являлось стремление получить от педологии практические ре­цепты для скорейшего воспитания но­вого «социалистического» человека. Формирование «нового че­ловека» являлось важней­шим условием модернизации страны в направлении строитель­ства мощного коммунистического госу­дарства и всех его институ­тов, а также залогом консолидации об­щества на идейной плат­форме большевистской партии.

Разочарование партийных идео­логов в возможностях педологии привело к принятию 4 июля 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращени­ях в системе наркомпросов», объявив­шего педологию «лженау­кой». Издание предназначено как для специалистов, так и для чи­тателей, интересующихся историей науки и образования.