Педология – научное направление, предполагавшее всестороннее комплексное: психологическое, физиологическое, социологическое и др. изучение детства.
Монография является первым историческим исследованием возникновения и всех этапов развития педологии в России в 1901–1936 гг., прежде всего в двух крупнейших центрах педологической науки – Москве и Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Особое внимание уделяется рассмотрению развития педологических учреждений в Советской России, где педология получила всемерную официальную поддержку партии и государства. Основной причиной этой поддержки являлось стремление получить от педологии практические рецепты для скорейшего воспитания нового «социалистического» человека. Формирование «нового человека» являлось важнейшим условием модернизации страны в направлении строительства мощного коммунистического государства и всех его институтов, а также залогом консолидации общества на идейной платформе большевистской партии.
Разочарование партийных идеологов в возможностях педологии привело к принятию 4 июля 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», объявившего педологию «лженаукой». Издание предназначено как для специалистов, так и для читателей, интересующихся историей науки и образования.