30 окт. 2014 г.

Медийный город. Скотт Маккуайр

Книга Маккуайра приятно выделяется на фоне мутного потока ли­тературы по медиатеории. Автор не пытается подражать Мар­шаллу Маклюэну, не делает сенсационных заявлений, не прибе­гает к дешевым риторическим приемам. Его кумир — тонкий на­блюдатель Вальтер Беньямин, точно передавший в своих эссе дух первой половины ХХ века. Маккуайр надеется проделать то же самое с нашим временем. Но оригинальность его замысла не в этом, а в удивительном проекте — археологии городской образ­ности. Например, Маккуайр прослеживает те изменения, которые вносит изобретение фотографии в городской ландшафт: фото Парижа не просто фиксируют его «османизацию», сам барон Осман — порождение духа фотографии. Другой пример: Макку­айр показывает, как утверждение «взгляда на город сверху» свя­зано с прогрессом военных технологий — после ковровых бом­бардировок Роттердама и Дрездена города перестают восприни­маться как то, что нужно занять, но исключительно как то, что нужно уничтожить. Постнаука