Джон Берджер выпустил знаменитое «Искусство видеть» в 1972 году. Это, кажется, кульминационная точка в биографии Берджера, в том же году он получает Букеровскую премию, и тогда же выходит фильм «Ways of Seeing», по мотивам которого и написан одноименный сборник эссе. Три из семи эссе — «визуальные»; это просто подборка изображений, которая должна проиллюстрировать некоторые мысли и идеи Берджера относительно человеческого зрения, особенностей восприятия визуального искусства и, наконец, самого этого искусства периода 1500–1900 годов. Оно в первую очередь связано с господством масляной живописи, которую Берджер фактически ниспровергает с престола высокого искусства. Для него рекламная эстетика капиталистической современности — прямое продолжение эстетики масляной живописи, которая «сделала с видимым миром то, что капитал сделал с социальными отношениями». Берджер уподобляет масляную картину в раме не окну, а сейфу, встроенному в шкаф, в котором хранится то, что можно увидеть. Это, пожалуй, наиболее провокационное и важное эссе в этом сборнике. Второе по важности, посвященное способу восприятия классического искусства в XX веке, написано под явным влиянием идей Беньямина, помноженных на по-витгенштейновски парадоксальные фразы типа «мы видим только то, на что смотрим».