27 мар. 2015 г.

Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е). Коллективная монография

Редакторы и составители: И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафро­нов.

1940—1980-е годы стали особой эпохой в истории школы в СССР, а также в странах Восточной и Западной Европы. В после­военную эпоху школа по обе стороны «железного занавеса» столкнулась с рядом сложных проблем, на которые должны были реагировать и учителя, и ученики, и админи-страторы образова­ния. Ответом на этот кризис стали бурный рост новых образова­тельных институтов и множество проектов и программ по рефор­мированию образования, часто утопических. Авторы этой коллек­тивной монографии рассматривают нескольк-о важнейших идей, нашедших воплощение в государственных и локальных образо­вательных инициативах послевоенного перио-да: новый коллек­тивизм, индивидуальный подход к ребенку, по-литехнизация шко­лы, сочетание планирования и творческого начала в организации образования. В сборнике речь идет также о преемственности и разрывах с педагогикой предшествующих периодов (1900—1930-х годов), о судьбе различных дисциплин школьного курса, а также об изображении школы и школьников в литературе и кинемато­графе. Статьи сборника посвящены школьному образованию и внешкольным формам организации детей в республиках СССР, в Венгрии, Югославии, Швеции и ФРГ.