Федюкин И. И., Лавринович М. Б., Ларина Я. И., Посохова Л. Ю., Смагина Г. И., Киселев М. А., Руднев Д., Костин А.
Сборник статей и архивных материалов открывает новые стороны становления современного образования в России в первой половине XVIII века – одного из ключевых процессов в истории петровской модернизации. Публикуемые ранее неизвестные или малодоступные источники различного происхождения – личные, делопроизводственные, законодательные – содержат проекты создания или реформирования образовательных институций, учебные программы и педагогические методы, предлагавшиеся академиками, чиновниками, преподавателями и даже аван-тюристами. Опираясь на эти источники, авторы статей показывают, что становление школы западного образца в России в петровскую и послепетровскую эпоху было делом рук не столько государства, сколько административных предпринимателей - "прожектеров", использовавших государственные ресурсы для достижения собственных целей. В работах рассматриваются типология образовательного прожектерства, модели поведения «про-жектеров», их взаимоотношения с государством и монархом.