Восстанавливая в правах древнегреческую полихромию, Филипп Жоке параллельно анализирует процесс возникновения образа белой Греции, поэтому большая часть книги представляет собой своеобразную археологию «отбеливания».
Все начинается с хроматической революции в Римской империи. Идеал красоты отныне воплощается не в красках, а в чертах и формах. После христианизации Римской империи белый переходит в сферу культа и становится синонимом обретенной веры, вечной жизни, святости и невинности.
Решающую роль в этом процессе сыграют скульпторы эпохи Возрождения, которые будут изучать формы античных статуй, восторгаться их очертаниями и моделями и при этом презрительно игнорировать все еще обнаруживающиеся на них остатки краски.
Парадоксальным образом миф о белой Греции получает наибольшее распространение в девятнадцатом веке, то есть именно тогда, когда появляется достаточное количество доказательств многоцветности греческой архитектуры и скульптуры. В 1798 году французский консул в Афинах завершает свой рассказ о Парфеноне громогласным «Там всё было крашеным!», но большинство европейцев отказывается признавать очевидное. Свою роль в этом процессе сыграет независимость Греции от Османской империи, провозглашенная в 1830 году после долгой кровопролитной борьбы. Молодое государство попытается очистить не только язык, но и архитектуру от любых восточных заимствований: белоснежный Парфенон станет символом «национального возрождения», а миф о белых Афинах оконча-тельно укоренится в сознании людей. Morebo