31 окт. 2013 г.

Le Mythe de la Grèce blanche. Histoire d’un rêve occidental. Philippe Jockey

Восстанавливая в правах древнегреческую полихромию, Филипп Жоке параллельно анализирует процесс возникновения образа белой Греции, поэтому большая часть книги представляет собой своеобразную археологию «отбеливания».

Все начинается с хро­матической революции в Римской империи. Идеал красоты отны­не воплощается не в красках, а в чертах и формах. После христиа­низации Римской империи белый переходит в сферу культа и становится синонимом обретенной веры, вечной жизни, святости и невинности.

Решающую роль в этом процессе сыграют скульпторы эпохи Воз­рождения, которые будут изучать формы античных статуй, вос­торгаться их очертаниями и моделями и при этом презрительно игнорировать все еще обнаруживающиеся на них остатки краски.

Парадоксальным образом миф о белой Греции получает наи­большее распространение в девятнадцатом веке, то есть именно тогда, когда появляется достаточное количество доказательств многоцветности греческой архитектуры и скульптуры. В 1798 году французский консул в Афинах завершает свой рассказ о Парфеноне громогласным «Там всё было крашеным!», но большинство европейцев отказывается признавать очевидное. Свою роль в этом процессе сыграет независимость Греции от Османской империи, провозглашенная в 1830 году после долгой кровопролитной борьбы. Молодое государство попытается очистить не только язык, но и архитектуру от любых восточных заимствований: белоснежный Парфенон станет символом «национального возрождения», а миф о белых Афинах оконча-тельно укоренится в сознании людей. Morebo