30 апр. 2015 г.

Древний Китай. Тт. 1–3. Васильев Л.С.

Еще один непревзойденный по величию и ширине замысла исто­рический проект на этот раз одного автора. Том 1: предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII века до н. э.); том 2: период Чуньцю (VIII–V века до н. э.); том 3. период Чжаньго (V‒III века до н. э.). Образцовый труд в отношении глубины проработки отдель­ных периодов истории Древнего Китая. Как и любая большая ра­бота, имеет свои сильные стороны и слабые места.

Особого внимания заслуживает второй том, посвященный перио­ду Чуньцю, когда на территории Китая сосуществовали десятки государств. Автору удалось разработать модель более или ме­нее равномерного описания истории наиболее значимых из них (чжоуского домена, Лу, Ци, Цзинь, Чу, Вэй, Сун, Чжэн, У и Юэ) ― задача более чем непростая! Что ценно, в работе предпринята попытка систематизированного рассмотрения сообщений основ­ных письменных источников ― не только «Исторических записок», но и «Комментария господина Цзо к Чуньцю (“Веснам и осеням”)», а также «Бамбуковых анналов».

Заслуживает внимания и то, что автор не ограничился «Хроникой политических событий» (главы 1–3), но попытался обобщить ход «внутриполитической борьбы в основных царствах» (глава 4), описать «социально-политические структуры» на уровне «прави­телей и феодальной знати» (глава 5), «аристократии и феодаль­ных войн» (глава 6), а также дана «характеристика социальных слоев» (глава 7). В широком плане характеризуется «духовная культура: верования, культы, обряды, ритуальные церемонии» (глава 8), а также рассматриваются «легендарные предания, эти­ка и социополитические теории» (глава 9). А в завершении автор показывает, какие глобальные трансформации произошли при переходе от Чуньцю к Чжаньго (глава 10). Специалисты, должно быть, не со всем согласятся и захотят поспорить, но то, с чем не поспоришь, ― это замечательный образец воплощения широкого замысла.