Данный сборник будет интересен всем, кто хочет познакомиться с современным взглядом на идентичность германских университетов в XIX–ХХ веках, отодвинув привычные штампы. Митчелл Эш, автор понятия «гумбольдтовский миф», и звездный состав историков из Германии и США — Рюдигер фом Брух, Конрад Ярауш, Джон Коннелли, Петер Лундгрен и другие — утверждают, что привычные взгляды на «классический университет», якобы базирующийся на идеалах Вильгельма фон Гумбольдта и воплощенный в основанном им Берлинском университете, сильно устарели. Во-первых, Гумбольдт не был единственным основателем Берлинского университета, эта идея обсуждалась и начала реализовываться задолго до него, а сам он регулировал только техническую и финансовую стороны процесса. Во-вторых, образовательные и научные идеалы, приписываемые Гумбольдту, уже были известны раньше, а в XIX веке с именем Гумбольдта их никто не связывал — его часто цитируемая заметка о высших научных учреждениях в Берлине была опубликована только в 1903 году. В-третьих, кто бы ни сформулировал эти идеалы, они все равно были далеки от реальной картины преподавания и обучения, являясь не практическим руководством для часто проводимых реформ, а только их формальным прикрытием. Подобная ревизия «гумбольдтовской модели» привела к десакрализации истории университетов и помогла сделать ее более реалистичной.